| Буквица #3, 2010 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | Галерея: I (II—IX) X (XI—XX) | Поле поэзии |
![]() |
|||||||
Имена, связанные с сюжетом лягушка: Лада, Леля, Рожаницы. Сюжет лягушки, который встречается в народной вышивке и глиняной игрушке, оставлен нам периодом земледелия и скотоводства, наступившим вслед эпохе собирательства и охоты. Деторождение — дар, которым обладает только женщина, — во времена, когда дом, хозяйство были основным занятием человека, стало определяющим сюжетом его бытия. И от того, как обильно рождает земля — зерно, домашний скот — свой приплод, женщина — членов семьи, клана, рода, племени, зависели жизнь, процветание и могущество племени, рода, клана. И это продолжалось до тех пор, когда клан, племя, род вынуждены были, чтобы выжить и обрести защиту от нападения и постоянных вялотекущих межплеменных войн, объединиться в народ и государство. Возникла система, в которой власть и сила стала первична, а способность к деторождению — вторична. Вторичной и соподчиненной стала и роль женщины в этой системе. Мифология же, в отличие от истории, которая прошлое оставляет в прошлом, ведёт себя иначе и, как кольца на срезе дерева, как знак меандра на срезе бивня мамонта, прошлое делает вечным. Глиняная лягушка, сделанная вчера рязанским мастером и помеченная знаком рождения новой жизни (ребёнок, появляющийся наружу из тела антропоморфной лягушки), эпоху первенства женщины в жизни племени и рода делает насущной, живой и видимой. Точно так же, как и глиняное изображение двух рожаниц, матери и дочери, с одним туловищем и двумя головами, напоминающее двуглавого орла. Сюжет лягушки, несущий в себе знак рождения, как и их антропоморфное подобие — рожаницы, спокойно существовал и существует сегодня в глине и вышивке, в народном обряде. Да и порой трудно отличить доведенное до символа изображение лягушки в позе рожающей женщины от бабы в той же позе — на подзоре, на поясе, на полотенце, на орнаменте одежды. Поскольку рождение понятие таинственное, магическое, то изображение рожаницы и идентичное обобщенное изображение лягушки на полотенце и подзоре (как и она сама) обладают также магическими свойствами. Магическая связь сюжетов лягушки и рожаницы подтверждается также и народными приметами, и поверьями, и народной сказкой. Вот лишь некоторые из примеров. О забеременевшей говорили: наелась лягушек. В Костромской губернии считали, что Адам и Ева в раю родили детей и скрыли это событие от Бога, и посему эти утаённые дети также превратились в лягушек. В Ярославской губернии существовал обычай у бездетных женщин, скинув с себя одежду, ночью сесть на лягушку и лоном прикоснуться к коже лягушки, чтобы способствовать скорому зачатию. В Карелии в весенний гон девушка ловила лягушку во время брачных игр, зажимала её в одну руку и другой брала суженого за руку, чтобы приворожить его. В Вятской губернии существовало поверье: если беременная женщина проклинала носимого ею в утробе ребенка, то рождалась лягушка. На севере бытовал магический обряд: девушка бросала спаривающихся лягушек в муравейник, и одну из оставших ся косточек от этой пары должна была зацепить за одежду выбранного ею суженого. Те же косточки в любовной магии входили в состав заговорных и отворотных зелий. Стилизованное изображение лягушки вышивалось на подзорах свадебных простыней. Головные уборы с изображением лягушки молодые женщины переставали носить после рождения первых детей. На вышивках же часто встречались идентичные условные изображения рожаницы и лягушки — доведенные до знаков орнамента, в котором угадывались черты антроморфного или зооморфного существа с длинными широко открытыми ногами, согнутыми в коленях, и это еще раз подтверждает мысль, что в народном сознании сакральные черты этих изображений были общими, как для лягушки, так и для рожаницы. Часто на вышитом полотенце встречается и сюжет утробы лягушек или рожаниц (эту вышивку народные мастера называли — лягушкой). В центре утробы народный мастер помещал изображения птиц, деревьев, цветов, людей, всего, что было сотворено и обладало способностью живой жизни. Не стоит забывать, что рожаницы были домашними покровительницами и они также участвовали в любовной магии, в свадебном обряде, и им приносились требы по случаю заключения брака. В книге «Вопрошание Кюриково» сказано — Аже се Роду и рожанице крают хлебы и сиры и мёд. В «Слове о твари», в двенадцатом веке, писалось: «Еже есть всего горе (горше) — ставленье трапезы рожаницам». Ещё в восемнадцатом веке бабы каши варили на собрание рожаницам. Им же была посвящена и вторая трапеза на следующий день после рождества Богородицы, 9 сентября, когда праздновали день рожаниц и праздник урожая. Пили круговые чаши с медом и у «сварожича» в овине устраивалось собрание. Один из важных смыслов двух рожаниц было то, что они были матерью и дочерью, те есть родство передавалась по материнской линии (сюжет матриархата), в более поздние времена, по предположению Рыбакова, мать и дочь — Лада и Леля — и были версией двух рожаниц. Оба эти сюжета часто объединялись в один не только в вышивке, но и в глине. Стоит посмотреть лягушку мастера Ковкиной из Кожли Курской области, у которой во рту видно человеческое дитя. Да и мастера из Рязани в лоно лягушки помещали фигурку ребенка. Как переплетались и взаимозаменялись эти сюжеты в народном искусстве, в каких случаях царевна-лягушка становилась женщиной, а женщина превращалась в лягушку, как это зафиксировала народная сказка, проследить трудно. Но легко видеть, что это случалось часто. Народное сознание наделило лягушку и другими сакральными, магическими чертами и способностями. На русском севере лягушка почиталась, как домашняя покровительница и хозяйка дождя. Отсюда поверье: убить лягушку — пойдёт дождь. В Архангельской и Вологодской губерниях бытовала легенда о том, что после потопа выжившие люди превратились в лягушек. На берегу Онежского озера на территории святилища Пегрем из полутораметрового валуна была вытесана гигантская каменная фигура лягушки, которой приносились жертвы и около которой совершались магические обряды вызывания дождя. Обитатели амурских земель считали лягушку живым существом, обитающим между средними и нижним подземны ми мирами. В Томской губернии возле Васюганского болота, которое считается самым большим в мире, было святилище Саваркыла — то есть — лягушачье. И ханты около царицы лягушки выбирали себе женихов и приносили обрядовые жертвы. На русском севере передача колдовского знания также совершалась с участием в обряде лягушки. «Колдун ведет тебя в баню на зори, он попросит, она вскочит скакуха. Эту скакуху нужно проглотить в себя». Лягушка в народном сознании обладает и абсолютным знанием. Один из повторяющихся персонажей русской народной сказки — лягушка — может пойти туда не знаю куда, и принести то не знаю что. Вот характерные примеры магического участия лягушки в русском миросознании, подтверждающие мысль, что антроморфные обитатели Ляго (болота) — один из заметных сюжетов русского народного искусства. |
|
| Буквица #3, 2010 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | Галерея: I (II—IX) X (XI—XX) | Поле поэзии |