Буквица #2, 2009 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | Галерея: II III IV V VI VII VIII IX | Поле поэзии |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
|||||||
![]() |
Имена, связанные с сюжетом конь, полуконь, конник: Вазима, Велес, Даждь-бог, Китоврас, Конек-горбунок, Полкан, Перун, Род, Сварог, Сивка-бурка, Стрелец, Хорс, Ярило. Что для общего предка индоевропейца значил конь? К сожалению, ни русская летопись, ни русский фольклор, подарившие нам и чудо-коней, и коньков-горбунков, и сивку-бурку-вещего каурку, и Китовраса и Полкана, зафиксированных русской народной игрушкой, как глиняной, так и деревянной, не дает развернутых описаний этого сюжета. Мне кажется, имеет смысл процитировать описание коня из ведических книг. Отношение к коню, как к существу, наделенному великой силой, было характерно для ария. На этом коне и в колеснице пришел он из Причерноморья в Индию и затем остался здесь, слившись с местным населением. А приручение коня на территории, где жили арии, относится еще ко времени неолита, судя по изображениям в культовых пещерах. Постепенно складывалось отношение к коню как к тотему, а затем уже конь был наделен и божественной силой, стал знаком неба, солнца. Достаточно полно, мне кажется, общая семантика коня зафиксирована в книге древних индусов, в Упанишадах. "Утренняя заря — это поистине голова жертвенного коня. Солнце — глаз, ветер — дыхание, рот — огонь, год — туловище жертвенного коня, небо — хребет, воздушное пространство — хребет, земля — копыта, страны света — бока, времена года — члены, месяц и Прежде чем говорить о подтверждении в русской глиняной игрушке и фольклоре содержания, зафиксированного в Упанишадах, мне бы хотелось вернуться к ведическому периоду истории Индии и предложить один из вариантов возможного толкования фигуры женщины в окружении конников на русских народных вышивках (так называемой "троицы"). Можно говорить о возможной расшифровке "троицы", помня об индийских печатях, "шаманских бляшках" и захоронении на Оленьем острове: мужское божество в центре — это, возможно, Род и две женские фигуры, пешие или на конях — Рожаницы, мать и дочь. Одна из композиций ведического божества дает другое толкование сюжета, очень близкого "троице", сохранившейся на русских вышивках. В пантеоне Вед есть богиня Сурья, дочь солнца, она являлась общей женой братьев-близнецов Ашвинов — буквально "конников" (их еще называли — Настасьями), которые разъезжают по небу на колеснице. Это боги, похожие на греческих Диоскуров и богов-близнецов из дохристианского пантеона прибалтийских стран. Один из главных смыслов Ашвинов-конников был оберег и покровительство человеку в земных делах. Вполне вероятно, что именно эта семантика оберега и помощи была зафиксирована на русских вышивках, полотенцах, — если вспомнить, что именно полотенца участвовали во всех важных русских обрядах, от свадебного до похоронного и поминального. В определенный день полотенца вешались на кресты. Кстати, крест — один из элементов ромба, знака земли, солнца, космоса, поля, который многие тысячелетия назад бытовал и в культуре протославян, скажем, в культуре триполья, был он распространен и накануне принятия христианства на Руси. Конечно, русская крестьянка, вышивая фигуру женщины и конников по бокам, вовсе не думала, что она вышивает Сурью с конниками Настасьями, а вышивая вместо головы у женской фигуры солярную символику ромба или круга, вовсе не думала, что она изображает элементы магического заклятья оберега и помощи. Точно так же, как и мастер-игрушечник, лепя один из сюжетов "троицы", конника или бабу, владел лишь неким "прямым знанием", доверяя своим предкам, которые и игрушку и вышивку наполняли пусть неведомой, но идущей на пользу, во благо человеку таинственной силой. Итак, одно из значений глиняной фигурки, изображающей всадника на коне, конника — Солнце, которое совершает свой путь по небу на колеснице; солнце-конь, колесница, У каргопольского Полкана (Полуконя — Кентавра), у костромского глиняного коня, у коней или конников других северных промыслов впереди обязательно нарисован или выдавлен глубоко и ясно солярный знак — колесо из колесницы. Символ и знак солнца, которое кони везут с востока на запад — в подземный мир. Конек на крыше крестьянского дома смотрит на восток, как бы встречая встающее солнце. Вспомним опять Упанишады. "День — сосуд впереди коня (Бенгальский залив) — восток, ночь — сосуд позади коня (Арабское море) — запад", "восходящее солнце — передняя часть, заходящее — задняя часть". Конская голова на носу лодки тоже, возможно, связана с представлением, что, когда солнце садится в море, его везут в ладье. Два сросшихся туловищами коня на русской народной вышивке — тоже "ладья". Движение по небу в колеснице — движение по морю в ладье. Конь, конник, колесо — равнозначные знаки солнца и огня. Не потому ли чучело всадника сжигают, когда встречают весну? Не случайно всадник — мужчина, одетый в женское платье, — участвует в весенних и летних магических обрядах, связанных с культом Ярилы — бога солнца. Мотив оборотничества в русском фольклоре зафиксирован бессчетное число раз. Превращение человека в дерево, зверя, птицу, животное и обратное превращение зверя, дерева, птицы в человека один из основных сюжетов народных сказок. Для вышивки также характерно использование сюжета оборотничества — антропоморфное дерево часто украшает народную вышивку. У курской мастерицы Ковкиной глиняный конь — тоже оборотень: впереди конская морда, позади птичья. На коне-оборотне и сам всадник с четырьмя лицами на все стороны света, как у древнего идола Перуна, которым клялись русские купцы в свое время. (Тут уместно вспомнить и трипольские сосуды, сориентиро ванные на четыре стороны света и идола из святилища близ Збруча на горе Богит, знаменитого, збручевского идола четырьмя гранями и изображениями целого языческого пантеона сориентированного тоже на четыре стороны света.) Это, несомненно, архаичные знаки, сохраненные мастером внутри рода. Сложна семантика коня и всадника, но одно из основных значений, повторю — знак солнца и божества. Вернемся опять к "троице" русской народной вышивки. Посередине дева, кукла, баба, солярные знаки (ромб, крест), дерево. Справа или слева же от нее — кони или конники. Здесь уже возможны варианты именно двух солнц, солнца восходящего — справа, и солнца заходящего — слева, заря утренняя и заря вечерняя. Справедливость подобных толкований двух конников на вышивке подтверждают и Упанишады и догадки исследователей, занимающихся вышивкой, отталкивающихся от других источников. Но возможно и более широкое толкование этих двух конников — коней-солнц. "Справа весна-красна, слева осень-матушка", — так определила свою вышивку, правда, не сама мастерица, а хозяйка родовой вышивки из каргопольского района. Конники — знаки и времен года, знаки равноденствий, зимнего и летнего, которые отмечал народ праздниками и обрядами. Позже, когда возникли боги, наделенные конкретными именами, божества, изображавшиеся в виде всадника на коне получили также свои имена. В том числе и бог солнца — Ярило, который, судя по всему, связан с сюжетом конника или полуконя — Полкана — до половины муж, а от пояса до низа конь, которого лепила Ульяна Бабкина в Каргополе. Толкование имени Полкана, как восходящего к слову полуконь имеет, как своих сторонников, так и противников. В частности, О.М.Иванова-Казас в книге "Мифологическая зоология" (СПб., 2004) ссылаясь также на "Этимологический словарь" М.Фасмера, напоминает, что одним из персонажей лубочного романа о Бове Королевиче был кентавр по имени Poulicane, следовательно, Полкан может быть всего лишь русификацией этого имени. Глиняным всадником на коне мог быть и Перун, бог грома и молнии. Знак Перуна — шестикрылая розетка, т.е. солярный знак. У мастера из костромской земли Зоткина этот знак на груди коня обязателен. С конником связывался и всемогущий Род, что "сидя на воздухе мечет на землю груды и в том рождаются дети", повелевающий землей, ездящий на облаке. Да и в поминальном обряде на русском севере на могильные кресты вешались полотенца с вышитыми конниками. Позже Георгий Победоносец, несущий в себе семантику змееборца дохристианского происхождения, в той или иной степени также ассоциировался с сюжетом древнего конника, пришедшего к нам из тысячелетий. Илья-пророк, который катался по небу в колеснице, как и Перун (праздник Перуна, как и Ильи-пророка — двадцатого июля по старому стилю), и его дед — ведический конь-солнце, связаны между собой знаком коня. Но не только могущество грозы и молнии было заключено в сюжете солнца-конника—коня, но и дождя, плодородия и хорошей погоды. С плодородием были связаны боги по имени опять же Род, Даждьбог, Хорс, Ярило и Велес. А там, где моление о плодородии, без конника-коня, судя по весенним и осенним земледельческим обрядам, дело не обходилось. У белорусов, например, в конце апреля в деревне собирались девушки, одну из которых наряжали во все белое, голову украшали венком, в правую руку она брала череп (символ побежденной зимы или ночи), в левую — колосья (знак плодородия). Девушку сажали на белого коня и водили вокруг хороводы и пели песни в честь бога Ярило. Так что древнее свидетельство "Словене веруют в Перуна и в Сима и Рыла", т.е. "Ерыла", вполне подтверждалось обрядами и праздниками, имевшими место еще в начале прошлого века. Всадник, конь и голова коня остались и в русских пословицах. "В кобылью голову — счастье", — говаривали на Севере мои собеседники. Да и символом мелкого божества Вазимы — покровителя пастухов и лошадей — тоже была конская голова. Во множестве захоронений встречается конская голова, судя по всему, как символ оберега, сопровождающего человека в мир иной. И все же главная функция коня, конника в народном искусстве прежде всего, конечно, помощь в урожае, хорошей погоде. Магические ритуалы, бытовавшие в Европе, связанные со сбором урожая, также свидетельствуют о связи конника-коня с плодородием. Это и "Дух старой хлебной кобылы", находящий пристанище в последнем хлебном снопе, и "кобылка" — последний сноп, в который жнецы бросали свои серпы, и "кобылка", которую закончившие раньше жатву крестьяне передают соседу, еще не завершившему косьбу, и множество других примеров, подтверждающих мысль о связи коня-конника с земледельческими магическими обрядами и культами. Таким образом, при виде полуконя-"Полкана" Ульяны Бабкиной или коня-конника Иванова из Костромской области, конников филимоновских, курских с четырьмя лицами на четыре стороны света, сидящими на полуконе, полуптице, конников и коней из Рязанской, Орловской, Калужской, Пензенской земель, белорусского села Новогрудчины, мы в какой-то степени можем представить себе, как выглядели исконно русские боги эпохи полимагии и политеизма, которые сохранила и зафиксировала народная память, — Ярило и Перун, Род и Велес, Вазима и Даждьбог, Хорс, Сварог, от искры которого родился Китоврас, и другие, чьи имена исчезли, оставив лишь свои безымянные изображения на вышивке, прялке или глине. Более, чем перечисленным богам, повезло полуконю-кентавру Хирону, который после своей смерти был перемещен на небо и стал благополучно существующим созвездием Стрелец. Слава Богу, хоть иногда — миф, умирая, становится новым мифом. |
|
||||||
|
![]() ![]() Конник. Игрушка. |
|||||||
|
![]() ![]() Конник. Прялка. Фрагмент донца |
|||||||
|
![]() ![]() Конь. |
|||||||
|
![]() ![]() Конник (Конник-солнце). |
Буквица #2, 2009 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | Галерея: II III IV V VI VII VIII IX | Поле поэзии |