 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|

|
|
|
Олег Блажко
ночь на Рождество
старый трамвай
банальная история
река
золото и камни
|
|
 |
|
Родился 12 декабря 1966 года в небольшом городе Искитим Новосибирской области. Затем жил в городе Таштагол Кемеровской области. После первого класса средней школы переехал на Украину, в Кривой Рог. С 2005 года — живу и работаю в Киеве.
Перепробовал множество профессий. В итоге понял, что наиболее привлекает профессия художника. Работал художником-оформителем, сначала в частной фирме, затем — самостоятельно. Постепенно стал склоняться в сторону занятий декоративно-прикладным искусством, пока не остановился окончательно на золотом шитье. С тех пор — свободный художник, в основном, работающий по заказам Православной Церкви.
Про занятия литературой никогда всерьёз не думал.
Много читал — всё подряд и классическую литературу, и современную, и почти совсем не читал поэзию. Увлекался Востоком — в основном, буддистскими и индуистскими религиями, историей Киевской Руси, что впоследствии отразилось и на работе в качестве художника, и на том, что я пишу. Стихи начал писать летом 2004 года — произошло это само собой, совершенно неожиданно для меня. Просто случайно срифмовалась пара строк, за которыми потянулись другие. Опять-таки случайно занесло в сеть на один из литературных сайтов — ну и пошло-поехало.
В 2005 году стал постоянным консультантом и экспертом отдела поэзии журнала "Terra Nova" (Сан-Франциско). С начала 2008 года — утверждён в составе редколлегии, как заведующий отделом поэзии и отделом интернет-проектов журнала "Terra Nova".
Основные публикации в периодической печати к началу 2008 года:
литературные журналы
"Terra Nova" (США),
"Золотой Век" (Украина),
"Склянка Часу * ZeitGlas" (Украина-Германия),
"Север" (Россия),
"Невский альманах" (Россия),
"Российский Колокол" (Россия),
"Сибирские огни" (Россия),
"День и ночь" (Россия),
"Южная звезда" (Россия),
"На любителя" (США),
"Стороны света" (США),
"Чайка * Seagull magazine" (США);
газеты
"Отражение" (Украина),
"Обзор weekly" (США),
"Новое Русское Слово" (США);
кроме того — коллективные сборники поэзии. |
|
|
ночь на Рождество
Наследный принц последнего дождя,
в тумане путь не долог и не краток.
И так же безнадёжен, как остаток
вчерашнего вина. Ещё сидят
придворные вдоль длинного стола,
но здесь их нет. И не было, похоже.
А был сквозняк. Из окон — и по коже.
И от камина медленно плыла
волна тепла, в которой — горький дым.
И лёгкий сон являлся и не таял.
И область от Европы до Китая
была пятном — и белым, и пустым.
На десять тысяч вёрст хватало дней,
пускай и недостаточно согретых.
На то и дно — любая вспышка света —
и ночь темней. Четырежды темней.
Но всё решалось просто. Наугад
распахивали двери в царство тени.
И если говорить о возвращеньях —
то мало кто хотел войти назад,
оставшись наблюдать — за годом год —
как время на твоих лежит ладонях.
Как ветер запрягает старый конюх
в карету, где покоится восход.
И как свистит по ветру гибкий кнут.
И золотом — для глаз невыносимо —
сияют купола Ершалаима...
В Рождественскую Ночь.
На пять минут.
|
|
 |
|
|
|
старый трамвай
Этот трамвай не уходит в депо.
Бродит по уличным переплетеньям.
Двери открыты. Затоптанный пол
снег засыпает.
На шатком сиденье
дремлет кондуктор. Плывёт за окном
вечер, имеющий свойства пустыни.
В однообразии ломаных линий —
тёмные здания. Класс — "эконом".
Можно всю жизнь колесить. И менять
время на время — неважен порядок.
Видеть в округе — опять и опять —
копии жмеринок и пятихаток.
Будки ларьков.
Фонари у дорог.
Окна, желтками неясного света.
Впрочем, цена у трамвайных билетов
так же понятна, как этот мирок,
где колея — от зари до зари.
Небо над городом плоско и сонно.
Хочешь, помалкивай. Хочешь — ори.
Всё, что угодно.
В пределах вагона.
Всё, но по кругу. Сто зим и сто лет.
Будет однажды — дойдёшь до кабины,
глянешь — а та
заросла паутиной.
Тихо, как в яме. Водителя нет.
|
|
 |
|
|
|
|
река
"...— Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи".
М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита"
1.
Государыня-река, скалы да овраги,
ночью леших голоса,
скоморохи днём,
то ли душу рвать строкой над листом бумаги,
то ли бросить — да гори
всё оно огнём...
Ладил мастер, золотил купола для храма,
выметали из избы
перед Пасхой сор,
как на всенощную шли во боярах хамы —
встал на месте куполов
постоялый двор.
2.
Где-то там, за лесом дальним, за хрустальною рекою, светит холодно-печально город вечного покоя, как алмаз лежит на блюде золотистого восхода. Всё, что было, всё, что будет, переменчивость погоды, переменчивость традиций и устойчивость безумий, то, что явь и то, что снится... всё сосчитано и в сумме — ничего. На каждый пряник по кнуту. Весы застыли. А несчастный пыльный странник всё отсчитывает мили, и надеется на чудо, ищет светлую обитель, где его приветит Будда, Магомет или Спаситель, и, дойдя до стен устало, и любуясь куполами, вдруг поймёт — здесь лишь начало, цель — за дальними горами, где-то там, за лесом чёрным — семь смертей, жара и холод, быть то ангелом, то чёртом, а в конце найти свой город и, впитав его глазами, осознать в немом бессилье — бесконечность под ногами.
Пыль да камни...
Вёрсты...
Мили...
3.
Государыня-река, дальний путь в тумане,
отольётся ль в серебро
горькая беда,
быть юродивым — бродить без гроша в кармане,
а податься в мудрецы —
сдохнуть от стыда.
Тихо в Царствии Отца, званых слишком мало,
измельчал народ совсем —
выбор небогат,
повелось в Великий Пост — склоки да скандалы,
одинаковы давно
светлый рай и ад.
4.
Где-то там, за лесом поле, выжигает солнце силы, на рубахе грязной солью жизнь у смерти проступила, отпечатан в роговице, изменившей цвет на серый, след души, что взмыла птицей, за растаявшею верой, за чертой корявых истин, в полусне бредовой яви ветер кармы гонит листья и скрипит чуть слышно гравий по дорожке прямо к дому, что стоит плющом увитый, где до странности знакомо слышен голос Маргариты, где — что было, то сгорело, и пойдут столетья сонно — то заглянет Азазелло, то заедет Абадонна. К дому ближе — и яснее, и тревожней радость встречи... Пустота... И небо рдеет от заката. Лезет вечер между скалами и мажет, как плохой художник кистью, небо угольною сажей. Ветер кармы гонит листья... И мелькнула ночь.
Пропала. Снова дом в конце дороги...
Ближе... ближе и... сначала...
Мне бы яду...
Боги... Боги...
5.
Государыня-река, долгая дорога,
путь вдоль сонных берегов —
предопределён,
от сумы рукой подать нищим до острога,
а из княжеских палат —
к Богу на поклон.
Ладил мастер купола, не жалея злата,
колокольный перезвон
славил божий свет,
а у двери серафим смотрит виновато,
только смотрит
и молчит —
никого здесь нет.
|
|
 |
|
|
|
|
банальная история
Ей было за двадцать. Ему — к сорока.
Он очень любил рисовать.
Ещё — иногда возникала строка,
и строки ложились в тетрадь.
И в доме почти не бывало темно,
висели холсты на стене.
А вечером — книга. Возможно — вино.
И звёздная пыль на окне.
Она наугад постучала к нему —
на яркое пламя свечи.
Он знать не хотел — отчего, почему,
он молча ей отдал ключи.
И мир был умножен отныне на два.
Шло время, как в сказочном сне.
И золотом чистым казались слова
и звёздная пыль на окне.
Чужая душа — непроглядная тьма.
Во тьме не отыщешь дорог.
Она улетела в другие дома,
оставив банальный итог —
не умер никто, а тоска... — ну и что? —
тоски не бывает на дне.
Бывает лишь водка. Три раза по сто.
И пыль. Просто пыль на окне.
|
|
 |
|
|
|
|
золото и камни
На улице минус десять. Явилась зима — встречай. Мир плавает в снежной взвеси. Ты пьёшь, обжигаясь, чай. Отныне тут будет север, он явно надолго к нам. Шлёшь письма. Почтовый сервер в ответ предлагает спам.
Читай или нет, но соткан из этого свет давно. Мы дети в подводной лодке, а лодка легла на дно. Она не всплывёт, я знаю, она не вернётся в порт. Мелькают рыбёшек стаи. Песками заносит борт.
На суше о нас не помнят. Не ждут никого. Не ждут. Вся разница — те из комнат, а мы из своих кают — не можем ни шагу сделать. И тот, кто ушёл — пропал. Качает прибоем тело на фоне убогих скал.
Мы сами себя не слышим. И это взаправду так. Из тех, кто живёт повыше, никто не подаст пятак за нас — по частям и разом. И оптом. И на развес. Мы стразы. Всего лишь стразы. И если блестим, то без понятного смысла. Скоро мутнеет стекло. Итог — остатки смешного вздора плюс веник, ведро, совок.
Мы фото в чужих альбомах — в нас тычут: "Ты кто такой?". Мы серое племя гномов — породу скребём киркой. Авось золотая жила. Достаточно чёток план. Но пусто — и есть, и было. И золота ни на гран.
Окно. Сигарета снова. Полпачки-полдня-провал. Давал же недавно слово. Себе самому давал. Здесь душно. Здесь слишком душно. Мельчают к утру слова.
Ты ляжешь лицом в подушку —
и спишешь свой день за два.
|
|
 |