Буквица №2, 2012 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Галерея: I ... XXIX | Школа |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
|
в журнале >>> |
|||||||
![]() |
ТРОП (греч. τρόπος — основное значение — поворот; переносное — оборот, образ) — поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. К тропам относятся:
метафора,
метонимия,
синекдоха,
симфора,
гипербола,
ирония,
литота,
отчасти эпитет,
аллегория,
перифраз. |
||||||||
![]() |
МЕТА́ФОРА (греч. μετάφορα, букв. — перенесение) — один из основных тропов художественной речи. По определению Аристотеля, метафора «есть перенесение имени или с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии... Слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство (в природе)». Метафорическим слово или выражение становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, автологическом, а в переносном значении. В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Будучи по своей конструкции образным выражением, основанным на сравнении, метафора в различных формах и модификациях присутствует во всяком поэтическом тропе. Наша бытовая речь пестрит метафорами: идёт дождь, он потерял голову, кружится голова, торговая сеть, горячее сердце, убит горем, встаёт солнце, пришла весна, железная воля, у нее кровь с молоком, горящие глаза, тонкий голос, тяжёлый характер и т. д. Метафорические состояния или действия выражаются в форме глагола, существительного, прилагательного. Поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своими свежестью и новизной.
Образцом тонкого умения пользоваться метафорическими выражениями служат следующие стихи Пушкина (седьмая глава «Евгения Онегина»): |
![]() ![]() Аристотель (384—322 до н.э.) |
|||||||
![]() |
Если метафорическое выражение как образное подобие какого-то сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения, то такая метафора |
![]() ![]() Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) |
|||||||
![]() |
![]() ![]() ![]() У В.Маяковского в поэме «Облако в штанах» развёрнута общеизвестная метафора «нервы расходились»: |
![]() ![]() Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841) |
|||||||
![]() |
Когда метафорическое выражение (в особенности известная, бытовая метафора) берётся в прямом смысле и в дальнейшем приобретает очертания реального, внеобразного предмета, — возникает новое осмысление этого выражения, имеющее порой юмористический и даже гротескный оттенок; такое стилистическое явление |
![]() ![]() Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) |
|||||||
![]() |
Принцип реализации метафоры положен в основу известной сатиры Саши Чёрного «Песнь песней»: скульптор Хирам изваял уродливую статую Суламифи, поняв буквально метафорический стиль «Песни песней» царя Соломона. Ср. Аллегория. |
в журнале >>>
|
Буквица №2, 2012 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Галерея: I ... XXIX | Школа |