| Буквица №2, 2011 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Галерея: I ... XXIX XXX ... XXXIX | Поле поэзии |
О.П.Лешев Игра в куклы
|
![]() |
|||||||||||
Марина зарегистрировала для своих кукол торговую марку Enchanted Doll™. Чтобы максимально точно для конкретного случая перевести на русский слово inchanted, пришлось провести небольшое исследование. В публикациях о Марине и её куклах встречаются варианты живая и «живая», очарованная, очаровательная, чарующая, волшебная и даже небездыханная. Сама Марина пояснила, что Enchanted Doll произошло от названия рассказа американского писателя Пола Гэллико (Paul Gallico), прочитанного ею уже в Канаде. В русском переводе Екатерины Доброхотовой-Майковой рассказ называется «Колдовская кукла». Однако, по моему мнению, ключ к верному переводу скрывается в последней фразе рассказа (прочитайте — он этого заслуживает): «У нас много памятных дат, но одну я чту особенно свято и бережно — годовщину дня, когда мне даровано было увидеть в кукле частицу живой души, и она воззвала ко мне из пыльной витрины на углу Эбби-лейн». Одушевлённая кукла! Кем одушевлённая? Так Мариной же, подобно героине рассказа, вкладывающей в каждую куклу частицу своей души! Отрадно, что есть публикации с таким вариантом перевода. |
«У вас в Ванкувере такие люди живут, а вы и знать не знаете!» — подначила знакомая из Москвы. Посмотрев указанный ею сайт, мы обнаружили, что под «таким» человеком она имела в виду ванкуверку российского происхождения Марину Бычкову, решившую посвятить жизнь... игре в куклы. Конечно же, не в те бездушные дешёвые куклы, которыми завалены полки магазинов. И не в те, которые упакованы в красивые коробки с достаточно внушительными ценниками. А в уникальные, поистине колдовские куклы, которые она сама же и творит. Их с восхищением рассматривают посетители на международных выставках. О них пишут солидные журналы многих стран. Их называют «Фарфоровыми Богинями», а Марину — «одним из величайших художников-кукольников современности» (Планета кукол). Вот никогда в жизни не интересовался куклами, но, тем не менее, тоже не устоял перед очарованием игрушечных дочек Марины-искусницы. Она сразу согласилась дать интервью для нашего журнала. Воодушевлённый её расположением, я отправил ни много ни мало 57 вопросов.
Оказалось, она еженедельно получает по нескольку просьб об интервью. Прямая речь Марины (переведённые с английского ответы на вопросы и цитаты из других интервью) выделена в тексте курсивом. * * * Марина родилась в 1982 году в сибирском городе Новокузнецке. В 1996 году вместе с родителями и двумя младшими сёстрами эмигрировала в Канаду. После окончания средней школы в 2001 году продолжила учёбу в Университете искусства и дизайна имени Эмили Карр (Emily Carr University of Art + Design), завершив её в 2006 году с получением степени бакалавра искусств. Параллельно закончила несколько коротких курсов по ювелирным технологиям. Девушка упорно двигалась к осуществлению мечты, овладевшей ею в раннем детстве. |
|||||||||||
![]() Марина со Снегурочкой, одной |
Мне никогда не нравились мои немногие пластмассовые советские куклы. Думаю, это могло быть одной из причин, побудивших меня делать собственные. В дело шло всё, что было под рукой: бумага, дерево, цветы, листья, пустышки младшей сестры, глина, фольга, лоскутки и т.д.;
мои куклы были, в основном, конструкциями из всякого барахла. В то время, как мои подружки играли в купленные куклы, я с шести лет уже придумывала и делала свои.
Их гибкость и подвижность были особенно важны для меня с самого начала. Хотелось иметь куклу, способную принимать разнообразные позы, выражающие чувства и эмоции —
в отличие от ширпотреба из негнущейся дешёвой пластмассы.
Когда мне было семь лет, я спросила бабушку, почему взрослые не играют в куклы, и она ответила, что любой взрослый рано или поздно устаёт от них. И тогда я сказала со страстной убеждённостью ребёнка, что никогда не устану от кукол! Конечно, тогда она не приняла моих слов всерьёз, но вот, двадцать лет спустя, я ещё сильнее увлечена изготовлением кукол, нежели в семилетнем возрасте. Думаю, катализатором в определении направления моего творчества стала телевизионная реклама Барби, впервые увиденная в 1990 году. Выросшая за советским железным занавесом, я никогда не видела подобной куклы, и она ошеломила меня, как религиозное откровение, изменила всю мою жизнь. В тот день, едва эта бесподобная красота коснулась моих детских глаз, я дала себе клятву, что сделаю куклу, не только красивее славной Барби, но совершенную, самую красивую в мире. Образ Барби подействовал на меня, как инъекция адреналина. Спустя годы, по мере моего взросления и совершенстовования техники куклоделия, чудесная красота Барби померкла в моём воображении, но память об этом событии и обязательство реализовать моё собственное видение кукольной красоты остаётся со мной всегда. Несмотря на моё детское восхищение Барби, у меня никогда её не было. Когда мы переехали в Канаду и кукла стала доступной, я уже была слишком взрослой для неё. В 2004 году, когда число сделанных кукол по приблизительной оценке Марины перевалило за тысячу, она приступила к их изготовлению из фарфора. Старт оказался ошеломительно успешным! На Тихоокеанском фестивале праздничных кукол (Виктория, Канада, 2004) Марина получила сразу две премии: «Лучшая оригинальная фарфоровая кукла» и «Лучший оригинальный наряд». Взгляните на её «Конкубину» и попытайтесь представить, сколько и какого труда в неё вложено.
Замысел, эскиз, лепка образцов, изготовление форм и формовка, обжиг, раскраска, изготовление металлического подпружиненного каркаса и парика, сборка, кройка и шитьё одежды и обуви, вышивка, разработка и изготовление ювелирных украшений, игрушечной мебели и других предметов... И это далеко не полный перечень! |
|||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||
Знаете, вот совсем не люблю говорить о процессе изготовления, потому что он утомительный, и долгий, и рутинный, и, если честно, скучный. Чтобы создать нечто прекрасное, требуются всего лишь сотни часов чрезвычайно однообразной и монотонной работы в уединённой студии. Не очень увлекательно и малоинтересно для описания. На голышку уходит до 50 часов работы, на наряженную куклу — до 500, а полный цикл изготовления, включая обдумывание и исследования, может длиться годы. В настоящий момент я реализую идеи десятилетней давности. |
||||||||||||
Журнал «Тату Экстрим» (Tattoo Extreme) |
Марина, а во сне видите кукол?
Я почти никогда не вижу кукол во сне, большая часть моих замыслов возникает в подсознании. Используете ли вы промышленные заготовки или всё делаете сами? Фигуры кукол одинаковы или каждая индивидуальна? Делаю всё сама — до последней царапинки. Леплю образцы и изготавливаю формы для многократного воспроизводства заготовок. Части тела одинаковы, но лица индивидуальны. Есть ли в технологии изготовления ваши собственные ноу-хау? Многие технические приёмы уже известны, я лишь подогнала их для своих нужд. Я не изобрела колеса, но хотелось бы думать, что всё же внесла некоторые технические новшества в несущую конструкцию и шарнирные соединения. Предмет особой гордости — способ нанесения татуировки, разработанный на основе знаний и практики в технике глубокой печати и гравирования, полученных в школе искусств. Не жалко ли расставаться с куклами? Сколько их остаётся у вас навсегда? Коллекционируете ли вы кукол других мастеров? Я сделала где-то 100-200 фарфоровых кукол. Мне почти никогда не жалко расставаться с ними: знаю, что могу сделать лучше. Не собираю ничего, кроме книг по искусству. Не люблю захламлять дом безделушками. Мой жизненный девиз: "Use it or lose it" («Используй вещь или избавься от неё»). Но я пополняю небольшую персональную коллекцию моих кукол для выездных показов. Из каких тканей шьёте одежду? Волосы натуральные или искусственные? Предпочитаю шить кукольные платья из полиэстера — для максимальной долговечности, или даже из металлотканей (золотой, серебряной, бронзовой),
или обшивать полиэстеровую ткань тысячами бисеринок, рубинов, сапфиров и изумрудов. Для париков использую шерсть ангорской козы. |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
«Всего» 48 часов работы — и парик в стиле рококо готов и даже припудрен, как того требовала европейская мода XVIII века. |
В каких выставках принимали участие? Есть ли где-нибудь постоянная выставка ваших работ? Поскольку создание куклы требует слишком много времени, я не устраиваю частых показов, но если это случается, то, в основном, в Европе.
Постоянных экспозиций нет. В прошлом году была большая персональная выставка в Берлине,
а также групповые выставки в Великобритании, Германии и Швейцарии, но в этом году расписание показов очень щадящее — устала!
В моих планах на нынешнюю осень — показы в Москве и Германии. |
|||||||||||
| Из отзывов в Интернете:
|
Марина со своими куклами на парижской выставке (Paris Creation Doll Expo). 23.11.2008 |
|||||||||||
![]() Кукла-голышка Ио |
Мнения публики о куклах Марины далеко не однозначны. Нередко после восторженного отзыва и признания несомненной талантливости автора следует «но...». Что же не нравится критикам? Лейтмотив первой группы типичных претензий — куклы выглядят несчастными. Действительно, среди множества Марининых кукол я не встречал излучающих радость. Тем не менее, спектр их «настроения» довольно широк: и печаль, и грусть, и задумчивость, и мечтательность, и внутренняя сосредоточенность... Всё перечисленное в разные моменты жизни свойственно и счастливым людям. Да и слёзы могут появляться от волнения, от сочувствия, от радости — весьма позитивных чувств, не правда ли? Второй группе критиков не нравятся отчётливо выраженные половые признаки кукол. Почему нам стыдно нашего естества? Почему выпускаются куклы среднего рода? В моём понятии, всё должно быть естественным, и, умышленно лишая кукол сексуальных различий, мы прячем голову в песок и вольно или невольно разжигаем нездоровый интерес у детей к тому, что у нас есть от природы. (>>>) К мнению Марины можно добавить, что де-факто её куклы являются не детскими игрушками, а уникальными произведениями искусства. В мире же искусств реалистичное изображение человеческого тела практикуется в течение тысячелетий. Третьим не по душе шаровые шарнирные соединения, вплоть до пожелания Марине делать цельнолитых кукол. Тогда это будет не кукла, а статуэтка. Отлить такую проще простого. Я же добиваюсь полного соответствия с анатомией человека.
Поверьте, это намного сложнее, чем лить статуэтки. (>>>) |
|||||||||||
![]() Российский «Кукольный мастер» (2008) первым На фотолинейке внизу: куклы Марины |
Очень веский аргумент в защиту конструкции кукол привёл один из поклонников творчества мастерицы: «Эти так неэстетично выглядящие шарниры удивительно точно передают человеческие, истинно женские жесты и позы, немного вычурные, ломкие, нежные и грациозные.
Это очень трудно уловить, ещё труднее воспроизвести. Какое-то запредельное волшебство! Это уникально!» (Poteshnik, Латвия)
Наконец, есть четвёртая группа «несогласных», которые молча видоизменяют приобретённых кукол: прямо поверх авторской росписи наносят тушь, тени, губную помаду... Хотя такой макияж легко смывается с фарфора и кукла не страдает, Марина всерьёз подумывает о продаже безликих пустышек желающим «одушевить» их самостоятельно. Однако мнения немногочисленных критиков не идут ни в какое сравнение с восхищением всемирной армии поклонников. За последние пять лет работа Марины освещалась более, чем в шестидесяти бумажных публикациях, шести книгах и на великом множестве страниц в Интернете (поисковик Google выдаёт порядка миллиона ссылок на русском и английском языках). В разделе Press на её сайте приведён список ссылок на статьи в периодике множества стран. Но, безусловно, лучшая во всех отношениях публикация — это сам сайт (на английском языке), содержащий огромный объём информации от записей дневникового характера до освещения узких технических вопросов. Фактически это увлекательная, со множеством иллюстраций книга, которую мастерица пишет о работе и о себе. Существует ли в мире какой-либо творческий союз мастеров-кукольников? В мире очень много различных национальных и международных кукольных организаций, но я не вхожу ни в одну из них. Работы каких других мастеров вам нравятся? Из моих любимых мастеров-кукольников могу назвать Марту Армстронг (Martha Armstrong Hand), Джеми Уильямсон (Jamie Williamson) и Ротраут Шротт (Rotraut Schrott). |
|||||||||||
|
||||||||||||
![]() Серебряные туфельки |
Не пробовали сделать более «взрослую» куклу, с более пышными формами? В настоящее время я как раз работаю над новой формой туловища, более рубенсовской, нежели нынешние худенькие, но не тяжёлой. Мне неинтересно делать полностью реалистичные куклы — я стремлюсь выразить возвышенную, идеализированную женскую красоту и предпочитаю избегать некоторых неприятных реалий окружающего мира. В каких странах «поселились» ваши куклы? Делаете ли кукол по заказу? Есть ли очередь на покупку? Мои куклы разъехались по всему миру. Лист заказов заполнен на несколько лет вперёд, но в настоящий момент я не работаю над ними, а только над одной из кукол. Какова примерная стоимость ваших кукол? Цена куклы индивидуальна. На аукционах за голышку могут заплатить 10-20 тысяч долларов, а за костюмированную — до 40 тысяч. В начале прошлого года Марина объявила, что приступила к созданию кукол из полиуретана. Отливку заготовок она поручила специализированной фирме. Переход на новый материал и использование фабричных заготовок значительно сокращает срок изготовления и стоимость кукол (голышки — до 1500-2000 долларов). Кстати, куклу Марины можно не только купить, но и выиграть. Вот уже три года подряд, накануне своего дня рождения (16 марта), она проводит на своём сайте конкурс, победитель которого получает куклу-голышку. Задания конкурса также связаны с куклами: написать рассказ или стихотворение, разработать оригинальный дизайн и т.д. Конкурсные работы этого года можно увидеть на специальных страницах сайта. |
|||||||||||
![]() Полиуретановая кукла Клитемнестра (прообраз >>>) на обложке журнала «Кукольный читатель» |
Какие виды искусства вам интересны в первую очередь?
Думаю, сами «одушевлённые куклы» в силу их многогранного воздействия на зрителя ясно демонстрируют, какие виды искусства я люблю. В куклах сочетаются несколько видов визуального искусства, а не что-то одно, как живопись или скульптура. Создание художественных фарфоровых кукол на шаровых шарнирах требует симбиоза нескольких видов искусств: иллюстрации, скульптуры, классической живописи, рисования, гравирования, ювелирного дела, моделирования одежды, вышивки, прикладных ремёсел, а также инженерных решений и промышленного дизайна. Они волнуют меня не сами по себе, в отдельности, а как единое целое. Чем другим занялись бы по жизни, не будь вы кукольных дел мастерицей? Без ложной скромности, уверена, что могла бы преуспеть ещё в каком-нибудь деле, будь оно выбрано в качестве жизненного. Но, как уже сказала, ещё в детстве выбрала стезю кукольницы и ни разу не пожалела об этом. Творческие планы? Делать кукол, всё лучше и лучше — что ещё! В мае текущего года кукольная коллекция Марины впервые приехала в Россию. Состоялись два её показа в Санкт-Петербурге: закрытый — на благотворительном балу в Царском Селе, открытый — на 7-ой международной выставке-продаже «Время кукол» (о последней наш журнал планирует рассказать в следующем номере). «Все дни выставки тысячи поклонников художницы создавали около её стенда настоящее энергетическое поле — столько восторга, любви, восхищения, поклонения». («Время кукол», СПб, июнь 2011) Радостно сознавать, что впереди у Марины долгая творческая жизнь, что её переполняют новые идеи и замыслы, которые неуклонно и успешно реализуются. Огромное спасибо ей за сказочных кукол, делающих наш мир добрей и прекрасней! Интервью: февраль 2011; статья: февраль—июнь 2011 |
|||||||||||
| На фото справа: Марина готовит экспозицию кукол Екатерининский дворец, |
![]() |
|||||||||||
| Фотографии в статье и Галерее: © Enchanted Doll™ | ||||||||||||
| Буквица №2, 2011 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Галерея: I ... XXIX XXX ... XXXIX | Поле поэзии |