Буквица №1, 2011 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Галерея: I ... LXVI | Классика |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Владислав Фелицианович Ходасевич (1886—1939)
|
![]() |
||||
Поэт о своей первой книге 'Молодость' (1908):
Первая рецензия о моей книге запомнилась мне на всю жизнь. Я выучил её слово в слово. Начиналась она так: «Есть такая гнусная птица гриф. Питается она падалью. Недавно эта симпатичная птичка высидела новое тухлое яйцо». В «Счастливом домике» (1914) Ходасевич заплатил щедрую дань стилизации (что вообще характерно для серебряного века). Тут и отголоски греческой и римской поэзии, и строфы, которые заставляют вспомнить о романтизме XIX столетия. Но эти стилизации насыщены у него конкретными, зримыми образами, деталями. В сборнике «Путём Зерна» (1920) главной темой его поэзии становится преодоление дисгармонии, по существу неустранимой. Он вводит в поэзию прозу жизни — не выразительные детали, а жизненный поток, настигающий и захлёстывающий поэта, вызывающий в нём чувство «горького предсмертья». Поэзия не есть документ эпохи, но жива только та поэзия, которая близка к эпохе. Блок это понимал и недаром призывал «слушать музыку революции». Не в революции дело, а в музыке времени. В «Тяжёлой лире» (1923) поэзия Ходасевича начинает все больше приобретать характер классицизма, к которому он он пробился через все символические туманы, не говоря уже о советской эпохе. Все это объясняет техническое его пристрастие к «прозе в жизни и в стихах», как противовесу зыбкости и неточности поэтических «красот» тех времён. В 1922 году поэт выехал из России — как оказалось, навсегда. Жил в Германии, Италии и Франции. С февраля 1927 года до конца жизни возглавлял литературный отдел газеты «Возрождение». В том же году выпустил «Собрание стихов» с новым циклом «Европейская ночь». После этого Ходасевич практически перестал писать стихи, переключившись на критику, и вскоре стал ведущим критиком литературы русского зарубежья. Положение Ходасевича в эмиграции было тяжёлым, жил он обособленно, предпочитал пригороды шумному Парижу. Его уважали как поэта и наставника поэтической молодёжи, но не любили. Он остался стоять в стороне от всех литературных течений и направлений, сам по себе, всех станов не боец. Ходасевич вместе с Цветаевой, выйдя из символизма, ни к чему и ни к кому не примкнули, остались навек одинокими, «дикими». Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас приткнуть. (Курсивом выделена прямая речь поэта) |
Воспоминание
Всё помню: день, и час, и миг, Мы подошли из темноты У освещенного окна И вдруг — ты помнишь? — блеск и гром, А после — бегство в темноту, Летим домой, быстрей, быстрей, Стоишь с улыбкой на устах, 30—31 октября 1907 |
![]() |
||||
* * *
В городе ночью 7 сентября 1919
|
![]() |
|||||
* * *
Душа поёт, поёт, поёт, В церквах — гроба, по всей стране Должно быть, это мой позор, 5 декабря 1919
|
![]() |
|||||
* * *
Перешагни, перескочи, Бог знает, что себе бормочешь, Весна 1921, 11 января 1922
|
![]() |
|||||
An Mariechen 1
Зачем ты за пивною стойкой? С какой-то розою огромной Ведь так прекрасно, так нетленно Так называемый хороший, Уж лучше бы — я еле смею Уж лучше в несколько мгновений Лежать бы в платьице измятом 20—21 июля 1923, Берлин
1 К Марихен (нем.) |
![]() |
|||||
Перед зеркалом
Я, я, я. Что за дикое слово! Разве мальчик, в Останкине летом Разве тот, кто в полночные споры Впрочем — так и всегда на средине Да, меня не пантера прыжками 18—23 июля 1924, Париж
2 На середине пути нашей жизни (итал.) |
![]() |
|||||
* * *
Пока душа в порыве юном, Будь нетерпим и ненавистен, Потом, когда в своем наитьи Твори уверенно и стройно, А под конец узнай, как чудно 22 августа 1924, Holywood
|
![]() |
|||||
Стихотворения публикуются по изданию:
Ходасевич В. Стихотворения. — |
* * *
Кто счастлив честною женой, 1925—1926 |
![]() |
Буквица №1, 2011 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Галерея: I ... LXVI | Классика |