| Буквица #3, 2009 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Галерея: II III IV V VI VII | Школа |
|
Другие статьи словаря |
||||||||
| АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (от лат. ad — к, при, со и littera — буква; собуквие) — древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. Аллитерация встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Аллитерациями богаты стихи Гомера, Гезиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.
В русской народной поэзии аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:
|
![]() Гомер (между XII и VII вв. до н.э.) |
||||||||
Многие русские пословицы и поговорки построены в звуковом отношении на аллитерации и на рифме, которая вышла из аллитерации, находящейся под ударением: «Как возьмет голод, появится и голос»; «Тише едешь, дальше будешь»; «Один с сошкой, семеро с ложкой». У поэтов досиллабической и силлабической эпохи стихосложения аллитерации не встречаются: в то время русские поэты усердно трудились над выработкой новых ритмических форм стиха, и такие детали, как аллитерация, были вне поля их зрения. Лишь в 18 веке, когда реформаторы русского стихосложения В.Тредиаковский и М.Ломоносов развили основы нового метрического стиха, появилась тенденция к использованию аллитераций как средства звуковой выразительности. Ученый и экспериментатор, Ломоносов сочинил специальные аллитерационные стихи, в которых преобладал звук «г»: |
![]() Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) |
||||||||
|
Удачны опыты аллитерирования стиха у А.Сумарокова, Г.Державина и К.Батюшкова. Великолепны аллитерации в стихах А.Пушкина.
В следующих стихах Пушкина применена тонкая аллитерация — комбинация созвучий согласных и гласных:
|
![]() Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) |
||||||||
| В духе пушкинского артистизма встречаются прекрасные аллитерации и у других поэтов, например:
В стихах символистов, культивировавших аллитерацию, нередко нарушается чувство меры; их аллитерации вычурны и назойливы, что особенно относится к Бальмонту,
поразившему когда-то современников стихотворением «Чёлн томленья»,
сплошь построенном на механической смене аллитерирующих звуков — в, б, ч, с и др.: |
![]() Николай Михайлович Языков (1803—1846) |
||||||||
|
Другое стихотворение Бальмонта «Влага» сплошь аллитерировано на «л»:
Оригинальны аллитерации в следующих стихах И.Северянина:
«Дозировать аллитерацию, — писал В.Маяковский в статье «Как делать стихи?», — надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами.
Пример ясной аллитерации в моём есенинском стихе — строка: «Где он, бронзы звон или гранита грань...».
Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для ещё большей подчёркнутости важного для меня слова». |
![]() Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942)
|
||||||||
|
Одним из элементарных видов аллитерации является звукоподражание, например в поэме В. Инбер «Пулковский меридиан» (рычанье фашистских самолётов над осаждённым Ленинградом):
Или в стихотворении П.Антокольского «О парне из гитлеровской дивизии»: См. также: Звуковые повторы, Звукопись, Поэтическая этимология |
![]() Павел Григорьевич Антокольский (1896—1978) |
||||||||
| АЛЛИТЕРАЦИО́ННЫЙ СТИХ (от лат. ad — к, при и littera — буква) — одна из древнейших формаций стиха,
встречающаяся в творчестве некоторых европейских и азиатских народов (немцы, шведы, казахи, киргизы, буряты и др.).
Принадлежа к категории В поэзии народов Средней Азии и бурятов наиболее популярной является «вертикальная» аллитерация стиха и чаще всего на начальных слогах стиха (анафорическая аллитерация). Некоторое представление об этом приёме дают следующие стихи:
|
![]() Иллюстрация к эпосу «Манас» |
||||||||
Тексты статей воспроизводятся по электронному изданию «Поэтический словарь Квятковского». Участники проекта Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) не возражают против републикации любых материалов ФЭБ как в электронной, так и в печатной форме. |
|||||||||
| Буквица #3, 2009 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Галерея: II III IV V VI VII | Школа |