Буквица #1, 2009 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Галерея: II III IV V VI VII | Школа |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
|
в журнале >>> |
|||||||
![]() |
ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ СТИХА — условный термин, установившийся за такими стихотворениями строфической формы, как сонет, рондо, триолет, секстина большая и пр. ТРИОЛЕ́Т (франц. triolet, от итал. trio — трое) — строфическая восьмистишная форма поэзии, где первое двустишие повторяется в конце строфы и, кроме того, четвёртый стих есть точное воспроизведение первого стиха; таким образом, текст первой строки трижды фигурирует в стихотворении. Принято считать, что триолет — самая ограниченная форма стиха среди всех других твёрдых форм (сонет, рондо, ритурнель и др.) и что он является преимущественно развлекательной, игровой формой поэзии. В России первые триолеты появились у А.Буниной (писательница начала 19 в.) и Н.Карамзина; затем в течение почти столетия триолет не фигурировал в русской литературе. И только в 20 в. в России стали появляться триолеты среди стихотворений К.Фофанова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба, В.Брюсова, И.Северянина и особенно И.Рукавишникова. Пример триолета: |
![]() ![]() Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) |
|||||||
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) |
|||||||
![]() |
В советское время армянский поэт Наири Зарьян написал стихотворение "Двадцати шести комиссарам", выдержанное в триолетах, и эта старая форма поэзии ожила под влиянием нового содержания; вот отрывок из этого стихотворения:
|
![]() ![]() Наири Зарьян (1900/01—1969) |
|||||||
![]() |
РОНДО́ (франц. rondeau, от rond — круг) — французская форма небольшого стихотворения с двумя рифмами, трех типов: 1) восьмистрочное рондо, первая и вторая строки повторяются в конце рондо и первый стих — в четвертой строке; В начале лета, юностью одета, И ей не страшно, что далёко где-то Не так осенней нежности примета: Реже встречается четвертый тип сложного, т. н. совершенного рондо в 25 строк с двумя рифмами. |
![]() ![]() Михаил Алексеевич Кузмин (1872—1936)
|
|||||||
![]() |
СЕКСТИ́НА (позднелат. sextina), или сестина (итал. sestina) (оба от лат. sex — шесть), — сложная, шестистишная строфа, состоящая из четверостишия и двустишия, с разной системой рифм. Стихотворный размер секстины — чаще пятистопный или шестистопный ямб. В провансальской, а затем и в общеевропейской лирике известна большая или сложная секстина — особая форма стихотворения из шести строф, в каждой из них по шести строк. Рифмовка такой секстины представляет ту особенность, что всё 36-строчное стихотворение имеет только две рифмы; слова-рифмы первой строфы являются рифмами и для остальных пяти строф, но в ином порядке, строго определенном (см. ниже). Последнее слово-рифма строфы заканчивает и первый стих следующей строфы. Иногда первый стих секстины, кроме рифмуемого слова, в измененном виде проходит по всему стихотворению, занимая вторую строку второй строфы, третью строку третьей строфы, четвертую строку четвертой строфы и т.д. и заключая собой всю секстину в шестой строфе. В русской литературе большие секстины писали Л.Мей, В.Брюсов ("Отречение"), М.Кузмин, И.Северянин. Вот прекрасная секстина Л.Мея:
|
![]() ![]() Игорь Северянин (1887—1941)
|
|||||||
![]() |
В.Инбер написала малой секстиной две поэмы — "Путевой дневник" и "Пулковский меридиан" (пятистопный ямб) с системой рифм abbacc и ababcc:
1
Прекрасна кутаисская зима, 3
И сбросивши всю меховую снасть, Иногда встречаются малые секстины в форме четырехстопного ямба; вот пример с рифмовкой по схеме aabccb: Опять незримые усилья, Рифмовка по схеме abcabc: Ещё звучит в тебе, природа, Реже пишутся секстины трехдольными размерами. Классический образец такой секстины имеется у А.Пушкина (рифмовка по схеме abbacc): Кавказ подо мною. Один в вышине Или в форме хорея с рифмовкой aabccb: Рифма — звучная подруга Ср. Тернарная рифма и Ронсарова строфа. |
![]() ![]() Вера Михайловна Инбер (1890—1972)
|
|||||||
![]() |
РИТУРНЕ́ЛЬ, или риторне́ль (франц. ritournelle, от итал. ritornello — припев), — трёхстрочная строфа в итальянской, а затем во французской поэзии. Стихотворный размер ритурнели — свободный, по выбору поэта; рифмуются между собой первая и третья строки, средний стих строфы остается без рифмы (холостым). В русской поэзии ритурнель, как форма стиха, не привилась; отдельные опыты ритурнели можно встретить у поэтов-символистов, в частности у В.Брюсова, который в своих "Опытах" писал, что в ритурнели "два стиха более длинных развивают мысль первого, более короткого". Вот эта ритурнель Брюсова ("Три символа"):
Серо Прежде Кровью |
![]() ![]() Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924) |
|||||||
![]() |
Тексты статей воспроизводятся по электронному изданию "Поэтический словарь Квятковского". Участники проекта Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ) не возражают против републикации любых материалов ФЭБ как в электронной, так и в печатной форме. |
Буквица #1, 2009 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Галерея: II III IV V VI VII | Школа |