Буквица №3, 2007 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | Галерея: II III IV V VI VII VIII IX | Школа |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |||
![]() |
|
Другие статьи словаря в журнале >>> | |||||||
![]() |
РАЁШНЫЙ СТИХ, РАЁК — древнейшая форма русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Тематика и жанры раёшного стиха самые разнообразные: от злободневной сатиры до веселого балагурства. Большинство народных театральных пьес и тексты представлений для народного кукольного театра (вертеп, петрушка, балаган) составлялись в форме райка, необычайно подвижной по своей структуре и наиболее подходящей для импровизационных выступлений на сцене.
Пример раёшного стиха (из книги «Народно-поэтическая сатира», Л., 1960):
|
![]() Петрушка, главный герой русских народных балаганов, зазывает зрителей на представление. Макет балагана со сценкой из народной жизни представлен в экспозиции Дома-музея Ф.И.Шаляпина в Москве. По словам артиста, театр для него начинался именно с балаганных кукольных представлений. Фото Б.Нубатюка. (Музеи) |
|||||||
![]() |
В русской литературе раёшный стих долгое время был в пренебрежении, несмотря на то, что виднейшие русские поэты обращались к этой ёмкой народной форме стиха, например, А.Пушкин в «Сказке о попе и о работнике его Балде», выдержанной в духе народного райка:
Н.Некрасов использовал в стихотворении «Дядюшка Яков» форму укороченного, прибауточного райка: |
![]() Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) |
|||||||
![]() |
Совсем по иному звучит стих А.Блока, применившего форму райка в поэме «Двенадцать»; здесь Блок употребил перекрёстные и даже охватные рифмы, вместо традиционных для раёшного стиха смежных рифм: |
![]() Николай Алексеевич Некрасов (1821—1877) |
|||||||
![]() |
Широко пользовался раёшным стихом Демьян Бедный в своих агитационно-политических и сатирических произведениях. Вот начало его стихотворной «Повести о том, как четырнадцатая дивизия в рай шла»:
Раёшным стихом писали В.Хлебников («Ночь перед Советами») и В.Маяковский, который утверждал дисметрические формы стиха, во многом идущие из глубин народного творчества. Его агитационные стихи и лозунги периода гражданской войны — это продолжение и совершенствование традиций народного раёшного стиха. В годы Великой Отечественной войны С.Кирсанов создал фронтовой раёк «Заветное слово Фомы Смыслова — русского бывалого солдата», которое выпускалось массовыми листовками для Красной Армии и передавалось по радио. Вот небольшой отрывок (смежная и перекрестная рифмовка):
|
![]() Александр Александрович Блок (1880—1921)
|
|||||||
![]() |
Заслуживают внимания опыты
![]() ![]() Одна из самых популярных форм народной поэзии, которую ввел в большую литературу А.Пушкин, — раёк, через столетие нашел свое место в советской поэзии. Можно думать, что возрожденному раёшному стиху предстоит большое будущее. |
![]() Виктор Фёдорович Боков (р. 1914)
|
|||||||
Другие статьи словаря в журнале >>> | |||||||||
![]() |
Тексты статей воспроизводятся по электронному изданию «Поэтический словарь Квятковского». Участники проекта Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) не возражают против републикации любых материалов ФЭБ как в электронной, так и в печатной форме. |
Буквица №3, 2007 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | Галерея: II III IV V VI VII VIII IX | Школа |