 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
|
|
Аверьян Порфирьев
Психоделика в русской музыкальной классике
|
|
 |
|

 Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) |
|
|
Николай Римский-Корсаков — «Фортепьянный концерт до-диез минор». Это одно из самых первых психоделических сочинений в русской музыке. Ощущение чего-то неземного и поистине русского. С самого начала концерта открываются ворота в иной мир. Причем чем быстрее его исполняют, тем больше разрастается чувство ирреальности происходящего. Магическое сочетание звуков в этом концерте доведено Римским-Корсаковым до совершенства, а плавучая мелодичная тема и тесная связь с народным фольклором — одной линией + виртуозная подача материала оркестром и пианистом — позволяют прочувствовать языческий дух русского леса, просторы природы во всеобъемлющем космическом смысле. Это не просто красивый романтический концерт, где нет никаких лишних звуков и ретардаций, это первый и неподражаемый самобытный образец русского романтического раннего минимализма в музыке, с ярко выраженной не раздражающей сакрально-этнической темой. Это поистине психоделический концерт, при прослушивании которого и вникании в его одушевленную анимэл-структуру, способный увести человеческое сознание в «третий мир». Это своего рода русский музыкальный шаманизм. Ни в одном другом сочинении Римского-Корсакова вы ничего подобного не встретите. |
 |
 |
|

 Александр Николаевич Скрябин (1871—1915) |
|
|
Александр Скрябин — «Поэма экстаза» (слушать). Первое сочинение в русском музыкальном искусстве с откровенно-эротическим названием и содержанием. Её также можно назвать «Поэмой томления», так как почти всё произведение (за исключением финала), это как бы подготовительный этап, собственно, к самому музыкальному финалу. Сочинение одночастное, но его условно можно разделить на три части: предэкстаз (прелюдия), экстаз и оргазм.
Суть замысла такова: на протяжении приблизительно 20 минут симфонический оркестр звучит и томится, не замолкая. Наконец, музыка прекращается и наступает непродолжительная тишина, после которой тем же скрябинским языком начинает вырываться наружу оглушительный финал, долго выдерживающий последний оргазмический аккорд. Всё. |
 |
 |
|

 Игорь Фёдорович Стравинский (1882—1971)

 Галина Ивановна Уствольская (1919—2006)
|
|
|
Игорь Стравинский — «Весна священная» (слушать и смотреть). Самый маститый монстр русского музыкального авангарда, с которого брал и продолжает брать пример весь музыкальный авангардный мир, и самое его психоделическое сочинение. Стравинского прекрасно знают по всей Европе, Америке, Японии и даже Австралии. Несомненный психоделик. Своим главным учителем считал Римского-Корсакова, кстати. «Весне священной» пытались подражать Прокофьев и Шостакович, композиторы Франции, Германии, Исландии и США. В музыке из голливудских кинофильмов часто можно слышать отголоски «Весны священной» Стравинского. В своё время, а именно в 1913 году, музыка балета «Весна священная» произвела фурор. Были сторонники и противники подобной музыки, был скандал. Это был первый русский (по тематике) авангардный балет. Тема, затронутая в балете, — непростая, это тема языческой Руси. Раньше за такие музыкальные эксперименты ортодоксальная церковь могла придать автора анафеме, как проделала это с великим русским писателем Львом Толстым. Сегодня такой номер в России вообще не пройдёт, или встретит всевозможные препоны на своём творческом пути. Так что судите сами, насколько этот балет психоделичен.
Галина Уствольская — «Симфония № 2» (слушать). Неуклюжее сочинение, как и вся музыка Уствольской, но конкретно бьющее по мозгам. Пробьёт любого, даже самого закоренелого, видавшего виды знатока психоделики. Это не просто симфония, а симфония-молитва. На протяжении симфонии безумный человески-нечеловеческий плачущий голос взывает к небесам, крича: «Господи!!!». После третьего крика мозг улетает в недра Вселенной, постигая основы бытия внеземных цивилизаций. До прослушивания сего произведения искусства советую как следует подготовиться: дышать глубоко. |
 |
 |
|

 Альфред Гарриевич Шнитке (1934—1998) |
|
|
Альфред Шнитке — «Симфония № 1». Одним из поводов к написанию этого полистилистического сочинения послужили похороны друга, что уже делает это музыкальное полотно отчасти психоделическим. Цитата из книги Д.И.Шульгина «Годы неизвестности Альфреда Шнитке» (рассказывает А.Г.Шнитке):
«В 67 году умер отец Марка Лубоцкого и хоронили его на кладбище. День был очень жуткий. Сильная жара... Приехали мы на кладбище — Востряковское, — и только сняли гроб с машины — началась гроза. С покойником в грозу быть плохо, поэтому все были напуганы. За время грозы скопились еще две процессии с двумя духовыми оркестрами. Дождь закончился, и все потянулись в одно место, причем оркестры играли два разных марша одновременно — страшнее я никогда еще ничего не слышал. Отсюда возникла эта идея объединения в финале нескольких похоронных маршей. Были и еще какие-то идеи, например, звуковые». |
 |
 |
|

 София Асгатовна Губайдулина (p. 1931) |
|
|
София Губайдулина — «На краю бездны». Почти вся музыка этого композитора как будто бы придумана на краю бездны, и выверена соответствующим образом. Музыка Губайдулиной — это как бы обнажение того, что уже существует, но не каждому видно, авангардные мазки звуками, священные писания, отголоски Баха, синтез европейской и восточной культур. Музыкальный конёк Губайдулиной — это камерные сочинения. Большое влияние на Губайдулину оказало также и православие, в которое она обратилась. По словам Губайдулиной она не ищет там, где «далеко», она «отдирает коросту» здесь и сейчас, но в тех самых местах, которые недоступны или незаметны большинству обывателей. И это может означать только одно: Губайдулина — это подлинный русский композитор-психоделик, с хорошо развитым музыкальным чутьём и всегда чётко продуманным подходом к любому материалу. Губайдулина не любит преподавать, так как искренне полагает, что научить человека «правильно» писать музыку нельзя. |
 |
 |
|

 Сергей Анатольевич Курёхин (1954—1996) |
|
|
Сергей Курёхин — «Психоделика» («Музыкальный Ринг», 1987; «Час Пик», 1996). Курёхин — композитор и музыкант-авангардист, джазовый музыкант, основатель группы «Поп-механика». Обладал необычайной скоростью игры на фортепьяно. Творчество Курёхина выглядит одиозно-скандальным и, несомненно, психоделичным. Однако сама сущность Курёхина несла добро, которое заключалось в продвижении авангардной культуры в массы, и преследовала цель — просвещать массы, расширять кругозор обывателя, дав ему альтернативу в музыке, предоставив ему возможность самостоятельно мыслить и выбирать. Курёхин одним из первых в Союзе наглядно продемонстрировал, что музыкальное творчество может быть интенсивно синтезировано с любым другим и вопреки советской пропаганде соцреализма само по себе не имеет границ, кроме границ-рамок закона.
2011
|
|
 |