|
Стихотворения Татьяны:
в «Кольце-2005»
в «Буквице»
Фотопортреты авторов «Самиздата»:
«СИ-Питер», 21.07.2006
«СИ-Питер», 16.12.2006
и другие |
|
|
Художественная фотография даёт возможность соединить рисунки света с рукотворными образами, созданными фотографом. Способ, позволяющий это осуществить — фотоколлаж. Кому, как не поэту по призванию и дизайнеру по образованию, воплощать идеи красоты таким образом? Сегодняшняя гостья фоторубрики — Татьяна Жигулёва, давно знакомая самиздатовцам под псевдонимом Ти.
Твои фотоработы завораживают своей сказочной атмосферой. Где ты черпаешь вдохновение для создания таких образов?
Вдохновение — везде! В людях, в природе, в картинах, музыке, кино... Оно появляется внезапно, в эмоции, звуке, жесте, взгляде... В любимых людях, в шелесте ветра, в солнечных бликах — во всём, что можно ощутить. Нужно только быть открытым... Мир даёт толчок — и ты вдруг замечаешь, что внутри всё ожило, проснулось, закрутились невидимые шестерёнки... И ты уже во власти образов, смыслов, они не отпускают... а ты только стараешься ухватить, не отпустить, выразить... Иногда это получается:) |
|
 |
|
|
|
|
Насколько я знаю, твой любимый писатель — это Владимир Набоков. Чувствуешь ли ты влияние его произведений на своё творчество?
Да, конечно, я взращена Набоковым:). Я напитана и пронизана набоковским духом, его поэтичностью. ВВ всегда говорит о таких вещах, которые трудно назвать «в лоб» одним или несколькими словами, трудно подобраться к ним, приходится синтезировать, изобретать, чтобы то, что от тебя исходит, не было ложью и искажением смысла, чтобы было передано максимально точно. И он мастерски справляется с этой едва выполнимой задачей: он окружает мысль, все сжимая круги, описывая не её, но близлежащее, или, наоборот, максимально удалённое. Вот эта туманность, многослойность образов, эти ребусы: литературные и эмоциональные, напряженность нервов, плотность смыслов — вот что меня привлекает, что я пытаюсь повторить.
Иллюстрировала ли ты своими фотоработами собственные поэтические произведения?
Нет, так получается, что они у меня совершенно о разном — стихи и картинки. То, что я могу сказать словами — преобразуется в стихи, а что нет — в художественные образы. Я не считаю себя поэтом, мои стихи — это скорее «утилизация» того эмоционального, что не нарисовалось:) Для меня визуальное и словесное — совершенно отдельные, непересекающиеся миры.
Ты сама выступаешь моделью в большинстве своих фотоколлажей. С чем это связано, и кого ещё ты могла бы гипотетически увидеть в роли главного героя своих фотографий?
Так делают многие фотохудожники, ответ очень простой — ты как модель всегда у себя под рукой:) Бывает, что есть внутренняя необходимость снять что-то «вот прям сейчас», и тогда ты вступаешь в такую сложную игру: пытаешься находиться одновременно по обе стороны объектива:) Ну и ещё, наверное, не последнюю роль играет то, что я клинический интроверт, и мне бывает тяжело взаимодействовать с моделью. Что касается новых главных героев: у меня был большой перерыв в съёмках, а сейчас я начинаю бросать жадные творческие взгляды на родных: мужа и сестру, думаю, вскоре я предложу им интересное приключение:)
Ты сначала придумываешь сюжет, а затем подбираешь элементы, или, наоборот, из накопленных элементов со временем проступает идея сюжета работы?
С сюжета я начинаю очень редко. Все начинается с ощущения, с мысли, что я хочу передать. Потом начинают витать смутные образы... я могу начать и на этом этапе, даже когда всё размыто и туманно, потом образы сами выбирают, как им воплощаться. Иногда я сама удивляюсь тому, что получается. Такие работы для меня ценнее всего, они были созданы «в потоке», когда забываешь себя и отдаёшься течению.
В твоих фотографиях чувствуется внутренняя динамика, показанная плавными линиями. Не удивительно, что в одном из твоих проектов участвовали танцоры. Расскажи подробнее про эту серию работ.
О, танцоры! Для меня это полубоги, которые делают невероятные вещи! Они умеют разговаривать телом. Они могут движением нескольких пальцев рассказать сказку. Обитая среди танцоров, остро начинаешь чувствовать, как мы зажаты в обычной жизни, как мы не даем волю нашему телу... Как мы, сдерживая тело, тем самым скрываем в себе настоящее, творческое, божественное... Если хоть немного, чуть-чуть, прикоснуться к магии танца, окунуться в эту атмосферу, то открывается понимание самой жизни. Иногда мне кажется, что человек создан для того, чтобы танцевать!
С одной из работ, на которой танцоры, связан один позабавивший меня случай. Я использовала довольно известный среди фотографов, но от этого не менее эффектный приём: повернуть фото на 90 градусов. То есть при съёмке модели стоят на полу и держатся за стену, а в конечном результате выглядит, как будто они стоят на руках или наполовину висят в воздухе. Получается маленькое волшебство, что, впрочем, совершенно соответствует моему ощущению от танца: это что-то большее, чем мы можем обычно. На выставке в Петербурге несколько человек долго стояли перед этой работой и выразили свое восхищение и удивление, мол «как же они так смогли». Я объяснила... после чего получила совершенно неожиданный ответ: «вы нас обманули!». Согласитесь, это довольно комично, как устроено в голове у людей понимание творчества... Века проходят, а Андерсен с розой и соловьём всё так же актуален:)
Знаю, что ты живёшь в Москве, но при этом очень любишь Санкт-Петербург. Влияет ли атмосфера города на твоё творчество?
Да, я обожаю Петербург, он мой. И я всегда ношу его с собой. Когда нужно, бережно достаю, любуюсь, вдохновляюсь... Он творит во мне улыбки, а эти улыбки потом творят все остальное:) Да, волею судеб, я сейчас не живу в моём любимом городе. Но, если быть совсем честной, это не сильно на меня влияет, потому что то место, где я в основном пребываю — это моя голова:) Это мой выдуманный мир, а уж он может состоять из всего, что мне угодно:)
У многих талантливых людей порой случаются творческие кризисы. Бывали ли у тебя такие ситуации? Если да, то как ты с ними справлялась?
Многие серьезные творцы давали свой ответ на этот вопрос. И, как правило, ответ был такой: «никак». Если это не просто плохое настроение, или, скажем, небольшая передышка, а реальный, настоящий кризис — то с ним никак невозможно справиться. Нужно просто делать то, что можешь, пока он не пройдёт. Если не можешь ничего — значит не делай ничего. Главное — правильно, позитивно к этому относиться, ведь кризис случается не просто так, это сигнал к тому, что тебе нужны изменения, что ты перерос себя прежнего, что нужно опустошиться для того, чтобы в тебя вошло что-то новое. Кризис не вечен, он пройдёт и оставит тебя очищенным, обновлённым, перешедшим на новый уровень. Нужно просто немного времени и работа над собой. Именно сейчас у меня кризис. Но я уже чувствую, что скоро — весна:) |
|
 |