|
Тургенев Иван Сергеевич (28 октября 1818, Орёл — 22 августа 1883, Буживаль, близ Парижа), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). Автор всемирно известных прозаических и драматических произведений. Его перу принадлежат также лирико-философские «Стихотворения в прозе» и целый ряд поэтических произведений — от романтического стихотворения «Утро туманное», ставшего текстом романса, до социально-психологической поэмы «Параша».
Многие произведения Тургенева так или иначе связаны с Орловщиной. Орёл — тургеневский город. Улица Тургенева. Музей Тургенева — первый в стране литературный музей, созданный декретом Советского правительства в 1918 году в ознаменование столетия со дня рождения писателя. Часть парка культуры и отдыха, именуемая «Тургеневским бережком», — это название восходит к запискам другого знаменитого орловца, Н.С. Лескова, утверждавшего, что именно сюда мать отправляла гулять ребёнка с няней. «Она облюбовала, — пишет Лесков, — место сидеть в публичном саду на последней дорожке, над самою Окою┘ Отсюда знаменитое дитя впервые окидывало своими глазами небо и землю, и может быть здесь было бы хорошо поместить памятный знак с обозначением, что в Орле увидел свет Тургенев, пробуждавший в своих соотечественниках чувства человеколюбия и прославивший свою родину доброю славою во всем образованном мире». И наконец — парк «Дворянское гнездо», рядом с которым располагается легендарный «дом Лизы Калитиной»┘
О Тургеневе-поэте
В 1836 году Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу. Тот приглашает студента на литературный вечер, где молодой поэт, к своему восторгу, видит А.С. Пушкина. В 1838 году в журнале «Современник'» появляются тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской». К этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено». В 1843 году появляется поэма на современном и близком автору материале «Параша» (главная героиня — молодая провинциальная дворянка, во многом предвосхищающая «тургеневских девушек» из прозаических произведений). Знакомство с В.Г. Белинским, перешедшее в дружбу, сближение с его окружением, в частности, с Н.А. Некрасовым, изменяют литературную направленность Тургенева: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845 года). В 1847 году в «Современнике» появляется цикл стихов «Деревня». Но вскоре в письме к Белинскому из Парижа он, уже увлеченный прозой и драматургией, сообщает: «Закаюсь писать стихи». Впоследствии он высказывается о своих поэтических произведениях еще резче: «Я чувствую положительную, чуть не форменную антипатию к моим стихотворениям — и не только не имею ни одного экземпляра моих поэм, но дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете».
Критика воспринимала стихи Тургенева по-разному: П.А. Плетнев и К.С. Аксаков отзывались о них отрицательно, Белинского поэма «Параша» живо интересовала, и он не раз восторженно говорил о ней и в печати, и в письмах. О другой поэме, «Разговор», Белинский писал в статье «Русская литература в 1845 году», что она «написана удивительными стихами... исполнена мысли; но вообще в ней слишком заметно влияние Лермонтова...»
Тургенев-поэт известен читателю значительно в меньшей степени, нежели Тургенев-прозаик и Тургенев-драматург. Тем не менее, стихотворения и поэмы составляют часть литературного наследия писателя и делают восприятие его творчества более полным.
Использованы материалы книги:

Лебедев Ю.В. Тургенев. — М.: «Молодая гвардия», 1990. — 608 с. (Серия «Жизнь замечательных людей»)
Вверху страницы — портрет И.С.Тургенева работы К.А.Горбунова
Стихотворения публикуются по изданию:
Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: «Наука», 1978—1986. |
|
|
|
Баллада
Перед воеводой молча он стоит;
Голову потупил — сумрачно глядит.
С плеч могучих сняли бархатный кафтан;
Кровь струится тихо из широких ран.
Скован по ногам он, скован по рукам:
Знать, ему не рыскать ночью по лесам!
Думает он думу — дышит тяжело:
Плохо!.. видно, время доброе прошло.
«Что, попался, парень? Долго ж ты гулял!
Долго мне в тенёта волк не забегал!
Что же приумолк ты? Слышал я не раз —
Песенки ты мастер петь в весёлый час;
Ты на лад сегодня вряд ли попадёшь...
Завтра мы услышим, как ты запоёшь».
Взговорил он мрачно: «Не услышишь, нет!
Завтра петь не буду — завтра мне не след;
Завтра умирать мне смертию лихой;
Сам ты запоёшь, чай, с радости такой!..
Мы певали песни, как из леса шли —
Как купцов с товаром мы в овраг вели...
Ты б нас тут послушал — ладно пели мы;
Да недолго песней тешились купцы...
Да ещё певал я — в домике твоём;
Запивал я песни — всё твоим вином;
Заедал я чарку — барскою едой;
Целовался сладко — да с твоей женой».
|
|
 |
|
|
|
Крокет в Виндзоре
Сидит королева в Виндзорском бору...
Придворные дамы играют
В вошедшую в моду недавно игру;
Ту крокет игру называют.
Катают шары и в отмеченный круг
Их гонят так ловко и смело...
Глядит королева, смеётся... и вдруг
Умолкла... лицо помертвело.
Ей чудится: вместо точёных шаров,
Гонимых лопаткой проворной —
Катаются целые сотни голов,
Обрызганных кровию чёрной...
То головы женщин, девиц и детей...
На лицах — следы истязаний,
И зверских обид, и звериных когтей —
Весь ужас предсмертных страданий.
И вот королевина младшая дочь —
Прелестная дева — катает
Одну из голов — и все далее, прочь —
И к царским ногам подгоняет.
Головка ребёнка, в пушистых кудрях...
И ротик лепечет укоры...
И вскрикнула тут королева — и страх
Безумный застлал ее взоры.
«Мой доктор! На помощь! скорей!» И ему
Она поверяет виденье...
Но он ей в ответ: «Не дивлюсь ничему;
Газет вас расстроило чтенье.
Толкует нам «Таймс», как болгарский народ
Стал жертвой турецкого гнева...
Вот капли... примите... все это пройдет!»
И в замок идет королева.
Вернулась домой — и в раздумье стоит...
Склонились тяжёлые вежды...
О ужас! кровавой струею залит
Весь край королевской одежды!
«Велю это смыть! Я хочу позабыть!
На помощь, британские реки!»
«Нет, ваше величество! Вам уж не смыть
Той крови невинной вовеки!»
|
|
 |
|
|
|
Федя
Молча въезжает — да ночью морозной
Парень в село на лошадке усталой.
Тучи седые столпилися грозно,
Звёздочки нет ни великой, ни малой.
Он у забора встречает старуху:
«Бабушка, здравствуй!» — «А, Федя! Откуда?
Где пропадал ты? Ни слуху ни духу!»
— «Где я бывал — не увидишь отсюда!
Живы ли братья? Родная жива ли?
Наша изба всё цела, не сгорела?
Правда ль, Параша, — в Москве, мне сказали
Наши ребята, — постом овдовела?»
— «Дом ваш как был — словно полная чаша,
Братья все живы, родная здорова,
Умер сосед — овдовела Параша,
Да через месяц пошла за другого».
Ветер подул... Засвистал он легонько;
На небо глянул и шапку надвинул,
Молча рукой он махнул и тихонько
Лошадь назад повернул — да и сгинул.
|
|
 |